Аналитика мобильных приложений: показатели эффективности и сервисы аналитики
Мобильные приложения стали неотъемлемой частью нашей жизни. В 2019 году пользователи со всего мира скачали 204 миллиарда приложений. Если вы сейчас работаете над созданием или запуском своего первого приложения, самое время подумать о системе аналитики. Как оценить эффективность мобильных приложений? Как узнать о проблемах в использовании? Когда стоит привлекать новую аудиторию? И какую систему сбора данных использовать?
В этой статье вы найдёте подборку показателей эффективности и сможете выбрать подходящий для работы с вашим приложением и аналитикой.
Метрики эффективности мобильных приложений
Для начала рассмотрим основные показатели, на которые стоит ориентироваться при оценке эффективности мобильного приложения.
Количество скачиваний и количество регистраций
Два ключевых показателя, на которые обязательно нужно обратить внимание, — это количество скачиваний и количество регистраций. Они важны для дальнейших расчётов.
Количество скачиваний не является показателем эффективности, но может отражать качество продвижения. 100 000 скачиваний не дадут представления о пользе вашего приложения, так как нет гарантии, что все, кто его скачает, будут им пользоваться.
При работе с аналитикой рекомендуется определить оптимальную долю пользователей вашего сервиса и рассчитать стоимость установки (CPI): затраты на продвижение / количество установивших мобильное приложение.
Оптимальная доля пользователей — это количество, которое вы планируете получать каждый месяц. Это средний показатель того, что вы будете зарабатывать с приложения, а не просто выходить в ноль.
Само по себе количество регистраций не даёт полной картины вашей целевой аудитории. Например, пользователь зарегистрировался с одного аккаунта на двух устройствах. Показатели метрики посчитают два скачивания приложения и одну регистрацию.
Перейдём к основным показателям, по которым можно отслеживать эффективность вашего приложения. Эти данные можно найти в системах аналитики.
Активность в приложении: метрики и показатели эффективности
Количество уникальных пользователей в сервисе измеряется с помощью трёх основных метрик: DAU (Daily Active Users), WAU (Weekly Active Users) и MAU (Monthly Active Users). Эти показатели позволяют оценить активность пользователей в разные периоды времени и отследить их поведение.
Вовлечённость пользователей также важна для оценки эффективности приложения. «Липкость» (Sticky Factor) — это показатель, отражающий полезность и интерес пользователей. Он рассчитывается на основе недельной и месячной степени вовлечённости:
Недельная степень вовлечённости: DAU / WAU * 100 %.
Месячная степень вовлечённости: DAU / MAU * 100 %.
Если клиенты запускают приложение каждый день, показатель «липкости» будет равен 100 %. Низкий показатель указывает на то, что приложение неинтересно аудитории или не приносит пользы.
Для привлечения внимания пользователей и повышения их активности можно использовать различные методы, такие как реклама, push-уведомления, добавление новых функций и обновление версии приложения. Важно предложить пользователям веские причины вернуться к вам.
В популярных играх и приложениях для привлечения пользователей используются бонусы, ежедневные задания, прокачка героев и другие способы мотивации. Также можно добавлять новый функционал, предлагать скидки на подписки и использовать промокоды.
Средняя продолжительность сессии (Average Session Length, ASL) — это ещё один важный показатель, который позволяет определить аудиторию, на которую стоит сделать акцент. ASL отслеживается в системах аналитики, и в конце статьи мы рассмотрим некоторые популярные решения для работы с данными.
Показатель сессии важен для владельцев коммерческих сервисов, так как если приложение полезно для пользователя и востребовано каждый день, клиенты с большей вероятностью приобретут полную версию.
Коэффициент удержания клиентов
Retention Rate (RR) — это показатель качества трафика, который определяет процент вернувшихся пользователей после скачивания приложения. Его значение не должно быть слишком высоким — допустимый уровень составляет 20–30%. Если показатель равен 40%, это означает, что ваше приложение популярно среди пользователей. Однако если отметка опускается до 10–15%, стоит внести изменения в функционал и пересмотреть способы привлечения аудитории. При этом важно учитывать задачи приложения:
Высокий показатель подходит для программ, требующих ежедневной активности: интерактивных игр с бонусами, новостных приложений и социальных мессенджеров.
Низкий показатель является нормой для справочников, навигационных карт, приложений о городских мероприятиях, финансовых сервисов и бизнес-приложений.
Существует три типа RR для оценки маркетинговой стратегии:
Удержание на первый день — доля пользователей, которые воспользовались сервисом на следующий день. Низкий показатель указывает на сложности в понимании интерфейса или на то, что приложение не решает задачи пользователей.
Удержание на седьмой день — процент пользователей, вернувшихся через неделю. При низком показателе рекомендуется пересмотреть предложения для целевой аудитории (объявления, описания, функционал).
Удержание на 30-й день — приложением продолжают пользоваться через месяц, что говорит о его актуальности на рынке. Если метрика показывает низкие данные, следует пересмотреть стратегию продвижения и параметры приложения.
Показатели необходимо проверять ежедневно и сравнивать активность после внесения изменений в структуру сервиса.
Виральность
Virality — это количество приглашений, которые отправляет один пользователь вашего приложения. Этот показатель используется в банковских, социальных приложениях, интернет-магазинах и других. Виральность рассчитывается по формуле:
Виральность = Количество приглашений от клиента * (Количество зарегистрированных / Количество приглашённых) * (Количество рассылающих / Количество зарегистрированных)
Churn Rate (CR) — это доля пользователей, прекративших использование вашего сервиса или удаливших его с мобильного устройства. Показатель CR помогает выявить проблемы и причины, по которым пользователи перестают пользоваться приложением: баги, сбои в работе, сложный интерфейс, проблемы с регистрацией, неполный функционал, спам. Ещё одной причиной может быть привлечение неподходящей аудитории, например, когда приложения для детей предлагаются их родителям, поскольку дети часто играют с телефонов своих отцов.
Монетизация приложения: ключевые показатели
Основная цель разработчиков приложений — получение прибыли. Доход складывается из процента от каждого пользователя. Для расчёта среднего дохода с клиента используются три метрики:
ARPU (Average Revenue Per User) — средний доход с одного пользователя.
ARPPU (Average Revenue Per Paying User) — средний доход с одного платящего пользователя.
ARPA (Average Revenue Per Account) — средний доход с одного аккаунта.
CAC (Customer Acquisition Cost) — стоимость привлечения одного пользователя.
LTV (Lifetime Value) — доход с одного пользователя за всё время использования сервиса.
Аналитики постоянно сравнивают эти показатели, например, отношение LTV к CAC:
1:1 — рекомендуется улучшить ситуацию;
2:1 — расходы не окупаются;
3:1 — оптимальное соотношение;
4:1 — хорошая прибыль, необходимо удерживать показатели эффективности на этом уровне.
Сарафанное радио и коэффициент виральности
Сарафанное радио — это пользователи, пришедшие по рекомендации друзей. Коэффициент виральности (K-factor) показывает, сколько органических пользователей приходит после одного платного привлечения.
eCPI (Effective Cost Per Install) — ставка CPI для определения эффективности мобильного приложения.
ROMI (Return On Marketing Investment) — показатель рентабельности инвестиций в рекламу.
Системы аналитики и популярные сервисы
Для отслеживания основных показателей и расчёта окупаемости вложений используются системы аналитики, такие как Google Analytics, Яндекс.Метрика и Amplitude.
Аналитические системы для мобильных приложений
Существует множество инструментов для анализа эффективности мобильных приложений. Рассмотрим два популярных примера: AppMetrica и Firebase Analytics.
AppMetrica
Это бесплатный сервис от Яндекса для анализа данных мобильного приложения и его продвижения. Разработчики постоянно улучшают сервис и добавляют новые отчёты и функции.
Поддерживаемые платформы: Android, iOS, Windows, Unity, Cordova и Xamarin.
Функции трекинга:
Точный трекинг — отслеживание источников трафика.
Отслеживание конверсий.
Сегментация аудитории.
Крэш-аналитика — отчёты о сбоях приложения и оценка серьёзности проблемы.
Отслеживание времени пребывания в приложении.
Простой и логичный интерфейс.
Хранение данных и доступ к ним в любое время.
Отслеживание данных через мобильное приложение и веб-сервис с компьютера.
Поддержка отложенных и динамических Deep Links.
Когортный анализ — оценка возврата и вовлечённости пользователей по периодам.
Оценка срока жизни пользователей.
Настройка push-уведомлений — возможность протестировать лучшую форму для привлечения пользователей.
Выгрузка отчётов в форматах CSV и PNG.
Визуализация отчётов в виде графиков.
Минусы:
Часть посещений может не учитываться.
Для работы с сегментами в мобильном приложении необходимо настроить их через веб-версию.
Flurry
Flurry — платформа для сбора и анализа статистики мобильных приложений. Сервис бесплатен, однако для отслеживания монетизации приложения необходимо подключить PayPal.
AppAnnie — платформа для управления жизненным циклом мобильных приложений. Специалисты AppAnnie ежегодно предоставляют статистику популярных приложений и отчёты об активности пользователей по всему миру.
Поддерживаемые платформы: iOS, Android.
Возможности:
отслеживание эффективности рекламных кампаний;
анализ рынка приложений по странам;
трекинг конкурентов;
анализ трафика;
отслеживание позиций;
отслеживание отзывов;
оптимизация для магазинов приложений;
статистика об использовании приложения;
работа с ключевыми фразами.
Недостатки: необходимо оплатить подписку для доступа ко всем функциям сервиса, стоимость обслуживания рассчитывается индивидуально для каждого приложения.
Заключение
Проанализировав данные и рассчитав все показатели, можно сделать вывод об эффективности мобильного приложения: оценить взаимосвязь показателей, изучить активность пользователей, определить долю органического и платного привлечения, установить время и частоту использования приложения, проанализировать монетизацию и рассчитать прибыль.
Чтобы повысить эффективность мобильного приложения, можно предпринять следующие шаги:
ежедневно отслеживать все изменения в приложении;
использовать различные методы привлечения пользователей;
поощрять пользователей за длительное использование сервиса;
следить за предпочтениями целевой аудитории, изучать отзывы, просматривать социальные сети, отправлять push-уведомления с просьбой оценить приложение;
сравнивать показатели эффективности с предыдущими периодами (день, неделя, месяц);
контролировать каналы продвижения и исключать неэффективные.