Статьи

Аналитика мобильных приложений: показатели эффективности и сервисы аналитики

Мобильные приложения стали неотъемлемой частью нашей жизни. В 2019 году пользователи со всего мира скачали 204 миллиарда приложений. Если вы сейчас работаете над созданием или запуском своего первого приложения, самое время подумать о системе аналитики. Как оценить эффективность мобильных приложений? Как узнать о проблемах в использовании? Когда стоит привлекать новую аудиторию? И какую систему сбора данных использовать?

В этой статье вы найдёте подборку показателей эффективности и сможете выбрать подходящий для работы с вашим приложением и аналитикой.

Метрики эффективности мобильных приложений

Для начала рассмотрим основные показатели, на которые стоит ориентироваться при оценке эффективности мобильного приложения.

Количество скачиваний и количество регистраций

Два ключевых показателя, на которые обязательно нужно обратить внимание, — это количество скачиваний и количество регистраций. Они важны для дальнейших расчётов.

Количество скачиваний не является показателем эффективности, но может отражать качество продвижения. 100 000 скачиваний не дадут представления о пользе вашего приложения, так как нет гарантии, что все, кто его скачает, будут им пользоваться.

При работе с аналитикой рекомендуется определить оптимальную долю пользователей вашего сервиса и рассчитать стоимость установки (CPI): затраты на продвижение / количество установивших мобильное приложение.

Оптимальная доля пользователей — это количество, которое вы планируете получать каждый месяц. Это средний показатель того, что вы будете зарабатывать с приложения, а не просто выходить в ноль.

Само по себе количество регистраций не даёт полной картины вашей целевой аудитории. Например, пользователь зарегистрировался с одного аккаунта на двух устройствах. Показатели метрики посчитают два скачивания приложения и одну регистрацию.

Перейдём к основным показателям, по которым можно отслеживать эффективность вашего приложения. Эти данные можно найти в системах аналитики.

Активность в приложении: метрики и показатели эффективности

Количество уникальных пользователей в сервисе измеряется с помощью трёх основных метрик: DAU (Daily Active Users), WAU (Weekly Active Users) и MAU (Monthly Active Users). Эти показатели позволяют оценить активность пользователей в разные периоды времени и отследить их поведение.

Вовлечённость пользователей также важна для оценки эффективности приложения. «Липкость» (Sticky Factor) — это показатель, отражающий полезность и интерес пользователей. Он рассчитывается на основе недельной и месячной степени вовлечённости:

  • Недельная степень вовлечённости: DAU / WAU * 100 %.
  • Месячная степень вовлечённости: DAU / MAU * 100 %.

Если клиенты запускают приложение каждый день, показатель «липкости» будет равен 100 %. Низкий показатель указывает на то, что приложение неинтересно аудитории или не приносит пользы.

Для привлечения внимания пользователей и повышения их активности можно использовать различные методы, такие как реклама, push-уведомления, добавление новых функций и обновление версии приложения. Важно предложить пользователям веские причины вернуться к вам.

В популярных играх и приложениях для привлечения пользователей используются бонусы, ежедневные задания, прокачка героев и другие способы мотивации. Также можно добавлять новый функционал, предлагать скидки на подписки и использовать промокоды.

Средняя продолжительность сессии (Average Session Length, ASL) — это ещё один важный показатель, который позволяет определить аудиторию, на которую стоит сделать акцент. ASL отслеживается в системах аналитики, и в конце статьи мы рассмотрим некоторые популярные решения для работы с данными.

Показатель сессии важен для владельцев коммерческих сервисов, так как если приложение полезно для пользователя и востребовано каждый день, клиенты с большей вероятностью приобретут полную версию.

Коэффициент удержания клиентов

Retention Rate (RR) — это показатель качества трафика, который определяет процент вернувшихся пользователей после скачивания приложения. Его значение не должно быть слишком высоким — допустимый уровень составляет 20–30%. Если показатель равен 40%, это означает, что ваше приложение популярно среди пользователей. Однако если отметка опускается до 10–15%, стоит внести изменения в функционал и пересмотреть способы привлечения аудитории. При этом важно учитывать задачи приложения:

  • Высокий показатель подходит для программ, требующих ежедневной активности: интерактивных игр с бонусами, новостных приложений и социальных мессенджеров.
  • Низкий показатель является нормой для справочников, навигационных карт, приложений о городских мероприятиях, финансовых сервисов и бизнес-приложений.

Существует три типа RR для оценки маркетинговой стратегии:

  1. Удержание на первый день — доля пользователей, которые воспользовались сервисом на следующий день. Низкий показатель указывает на сложности в понимании интерфейса или на то, что приложение не решает задачи пользователей.
  2. Удержание на седьмой день — процент пользователей, вернувшихся через неделю. При низком показателе рекомендуется пересмотреть предложения для целевой аудитории (объявления, описания, функционал).
  3. Удержание на 30-й день — приложением продолжают пользоваться через месяц, что говорит о его актуальности на рынке. Если метрика показывает низкие данные, следует пересмотреть стратегию продвижения и параметры приложения.

Показатели необходимо проверять ежедневно и сравнивать активность после внесения изменений в структуру сервиса.

Виральность

Virality — это количество приглашений, которые отправляет один пользователь вашего приложения. Этот показатель используется в банковских, социальных приложениях, интернет-магазинах и других. Виральность рассчитывается по формуле:

Виральность = Количество приглашений от клиента * (Количество зарегистрированных / Количество приглашённых) * (Количество рассылающих / Количество зарегистрированных)

Churn Rate (CR) — это доля пользователей, прекративших использование вашего сервиса или удаливших его с мобильного устройства. Показатель CR помогает выявить проблемы и причины, по которым пользователи перестают пользоваться приложением: баги, сбои в работе, сложный интерфейс, проблемы с регистрацией, неполный функционал, спам. Ещё одной причиной может быть привлечение неподходящей аудитории, например, когда приложения для детей предлагаются их родителям, поскольку дети часто играют с телефонов своих отцов.

Монетизация приложения: ключевые показатели

Основная цель разработчиков приложений — получение прибыли. Доход складывается из процента от каждого пользователя. Для расчёта среднего дохода с клиента используются три метрики:

  1. ARPU (Average Revenue Per User) — средний доход с одного пользователя.
  2. ARPPU (Average Revenue Per Paying User) — средний доход с одного платящего пользователя.
  3. ARPA (Average Revenue Per Account) — средний доход с одного аккаунта.

CAC (Customer Acquisition Cost) — стоимость привлечения одного пользователя.

LTV (Lifetime Value) — доход с одного пользователя за всё время использования сервиса.

Аналитики постоянно сравнивают эти показатели, например, отношение LTV к CAC:

  • 1:1 — рекомендуется улучшить ситуацию;
  • 2:1 — расходы не окупаются;
  • 3:1 — оптимальное соотношение;
  • 4:1 — хорошая прибыль, необходимо удерживать показатели эффективности на этом уровне.

Сарафанное радио и коэффициент виральности

Сарафанное радио — это пользователи, пришедшие по рекомендации друзей. Коэффициент виральности (K-factor) показывает, сколько органических пользователей приходит после одного платного привлечения.

eCPI (Effective Cost Per Install) — ставка CPI для определения эффективности мобильного приложения.

ROMI (Return On Marketing Investment) — показатель рентабельности инвестиций в рекламу.

Системы аналитики и популярные сервисы

Для отслеживания основных показателей и расчёта окупаемости вложений используются системы аналитики, такие как Google Analytics, Яндекс.Метрика и Amplitude.

Аналитические системы для мобильных приложений

Существует множество инструментов для анализа эффективности мобильных приложений. Рассмотрим два популярных примера: AppMetrica и Firebase Analytics.

AppMetrica

Это бесплатный сервис от Яндекса для анализа данных мобильного приложения и его продвижения. Разработчики постоянно улучшают сервис и добавляют новые отчёты и функции.

Поддерживаемые платформы: Android, iOS, Windows, Unity, Cordova и Xamarin.

Функции трекинга:

  • Точный трекинг — отслеживание источников трафика.
  • Отслеживание конверсий.
  • Сегментация аудитории.
  • Крэш-аналитика — отчёты о сбоях приложения и оценка серьёзности проблемы.
  • Отслеживание времени пребывания в приложении.
  • Простой и логичный интерфейс.
  • Хранение данных и доступ к ним в любое время.
  • Отслеживание данных через мобильное приложение и веб-сервис с компьютера.
  • Поддержка отложенных и динамических Deep Links.
  • Когортный анализ — оценка возврата и вовлечённости пользователей по периодам.
  • Оценка срока жизни пользователей.
  • Настройка push-уведомлений — возможность протестировать лучшую форму для привлечения пользователей.
  • Выгрузка отчётов в форматах CSV и PNG.
  • Визуализация отчётов в виде графиков.

Минусы:

  • Часть посещений может не учитываться.
  • Для работы с сегментами в мобильном приложении необходимо настроить их через веб-версию.

Flurry

Flurry — платформа для сбора и анализа статистики мобильных приложений. Сервис бесплатен, однако для отслеживания монетизации приложения необходимо подключить PayPal.

Поддерживаемые платформы: iOS, Android, BlackBerry.

Возможности:

  • отслеживание воронок продаж;
  • работа с сегментами аудитории;
  • отслеживание данных пользователей (основные показатели, интересы, демография и т. д.);
  • аналитика мобильных игр;
  • простой интерфейс для настройки отчётов;
  • отслеживание монетизации.

Недостатки: сложная настройка воронок, дашборд Flurry.

AppAnnie

AppAnnie — платформа для управления жизненным циклом мобильных приложений. Специалисты AppAnnie ежегодно предоставляют статистику популярных приложений и отчёты об активности пользователей по всему миру.

Поддерживаемые платформы: iOS, Android.

Возможности:

  • отслеживание эффективности рекламных кампаний;
  • анализ рынка приложений по странам;
  • трекинг конкурентов;
  • анализ трафика;
  • отслеживание позиций;
  • отслеживание отзывов;
  • оптимизация для магазинов приложений;
  • статистика об использовании приложения;
  • работа с ключевыми фразами.

Недостатки: необходимо оплатить подписку для доступа ко всем функциям сервиса, стоимость обслуживания рассчитывается индивидуально для каждого приложения.

Заключение

Проанализировав данные и рассчитав все показатели, можно сделать вывод об эффективности мобильного приложения: оценить взаимосвязь показателей, изучить активность пользователей, определить долю органического и платного привлечения, установить время и частоту использования приложения, проанализировать монетизацию и рассчитать прибыль.

Чтобы повысить эффективность мобильного приложения, можно предпринять следующие шаги:

  • ежедневно отслеживать все изменения в приложении;
  • использовать различные методы привлечения пользователей;
  • поощрять пользователей за длительное использование сервиса;
  • следить за предпочтениями целевой аудитории, изучать отзывы, просматривать социальные сети, отправлять push-уведомления с просьбой оценить приложение;
  • сравнивать показатели эффективности с предыдущими периодами (день, неделя, месяц);
  • контролировать каналы продвижения и исключать неэффективные.